В рамках общенациональной компании по противодействию жестокому обращению
с детьми вводиться единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122
Основные принципы
гражданского
образования школьников
При построении системы
гражданского образования в школе следует иметь в виду,
что изучение учащимися предмета «граждановедение» ни в
коем случае не приравнивается к наличию в школе
гражданского образования. В каком же случае можно с
уверенностью говорить о том, что в школе оно существует?
О гражданском образовании идет
речь только в том случае, если изучение предметов
гражданско-правовой направленности служит повышению
активности школьников в осуществлении своих прав и
свобод, в действенном признании и защите прав других.
Действительно, человек, получающий отличные оценки в
процессе изучения предметов «обществоведение» и «граждановедение»
может выражать противоправные намерения и осуществлять
их (отбирает деньга у младших школьников, совершает
мелкие кражи из магазинов). Или, например, молодой
человек усердно изучает право и получает по этому
предмету отличные оценки, но делает он это для того,
чтобы помочь родителям -мелким предпринимателям -
избегать налогов и предусмотренных за это наказаний. В
этом случае знание учебных предметов
общественно-гражданской и правовой тематики не только не
может приравниваться к гражданскому образованию, но явно
ему противоречит.
Каковы же базовые положения, на
которых строится гражданское образование?
Выбор ориентира на становление у
школьников гражданственности требует выработки ключевых
принципов организации образования, при котором будет
обеспечиваться единство знаниевого, ценностного и
деятельностного компонентов.
Принцип непрерывности. Особое
значение в гражданском образовании отводится принципу
непрерывности. Предлагаемая программа по гражданскому
образованию является продолжением работы по воспитанию
дошкольника - гражданина своей страны. Она носит
непрерывный характер на протяжении всего периода
обучения ребенка в школе.
Принцип активности. Только через
активную деятельность личности формируются ключевые
компетентности гражданского образования.
Принцип жизненной реализации. Об
эффективности гражданского образования судят по тому,
насколько успешными и социально состоятельными будут
жизненные планы учащихся и первые активные шаги по их
реализации.
Содержание и структура
гражданского образования школьников
Основное содержание процесса
гражданского воспитания составит система мероприятий
для учителя и для ученика.
Учитель:
-осваивает философию содержания
гражданского образования;
-осваивает методы социального
проектирования и компетентного подхода;
-придерживается демократического
стиля педагогической работы, стремится к компромиссу,
умеет слышать и поддерживать;
-собственное мнение ребенка, имеет
высокую коммуникативную культуру;
-имеет собственную гражданскую
позицию, предполагающую уважение к основам
конституционного строя, систему ценностей, основанную
на толерантности.
Ученик:
-осваивает систему ценностей,
основанную на признании многообразия мира и
толерантности;
-участвует в общественной жизни
школы;
-умеет давать нравственную оценку
всех компонентов жизни, общества, истории, политики,
культуры.
Результатами такой работы станут
выраженная гражданская позиция педагогов и обучающихся,
готовность и способность учащихся реализовать весь
комплекс гражданских прав и обязанностей.
Структура гражданского образования
включает в себя как урочную, так и внеурочную
деятельность. Это обусловливает необходимость
взаимодействия субъектов образовательного процесса:
учителей, учеников, родителей. Между субъектами
складываются определенные отношения при осуществлении
различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной
деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В
соответствии с этим каждый из субъектов несет
определенную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций
для учителей, родителей будут способствовать
результативному коммуникативному общению.
Примерное содержание предметной
сферы гражданского образования в школе представлено в
таблице «Перечень учебных и воспитательных мероприятий
по реализации содержания гражданского образования
школьников».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Последнее десятилетие XX и начало
XXI века для России - вре-1мя формирования гражданского
общества и правового государства, (признания прав
человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в
обществе, определяют новые требования к образованию.
Успешная самореализация личности в период обучения и
после его окончания, ее социализация в обществе,
активная адаптация на рынке труда являются важнейшими
задачами школы. Усиление воспитательной функции
образования (формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважение к правам и
свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей
природе) рассматривается как одно из базовых направлений
государственной политики в области образования.
Человек, воспитанный в
тоталитарном обществе, не может мгновенно обрести
независимость суждений, инициативу, научиться
[отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к
инакомыслию, I руководствоваться демократическими
ценностями. В настоящее время гражданское образование в
нашей стране находится на этапе становления. Для
воспитания не «подданного», а подлинно свободного
гражданина требуется время и долгая кропотливая работа.
Учителю, который работает в
области гражданского образования, важно обладать не
только специальными знаниями, но и личностными
качествами. Парадокс состоит в том, что учитель часто,
не обладая высокой культурой гражданственности,
присваивает себе право учить этому других.
Педагог, который готовится к
передаче идеи гражданского образования, должен прежде
всего сам стать гражданином. На плеч* учителя ложится
огромная ответственность за успешное развита.
гражданского образования.
Ему нужно помочь в определении
содержания гражданского образования и организации
социальной практики обучающихся. Есть необходимость
помочь ему в этом.
Теоретическими основами
организации гражданского образования являются:
-системное знание терминологии,
которая поможет учителю в налаживании конструктивного
диалога с участниками образовательной: процесса и
точного понимания предмета исследования;
-изучение исторических материалов,
которые будут способствовать формированию собственной
точки зрения педагога на проблему.
Теоретические основы организации
гражданского образования помогут учителю осмыслить
назначение и роль гражданского образования в системе
образовательной деятельности школы. Основным условием
внедрения гражданского образования является знание
содержания гражданского образования, моделей и активных
форм работы.
Цель и задачи гражданского
образования
Цель гражданского образования
состоит во всемерном содействии социализации личности,
формированию ее активной позиции в социальных
преобразованиях, происходящих в стране.
Такая работа становится возможной,
если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в
своей работе и реализуют образовательный подход,
направленный на утверждение ценности человека как
приоритета жизни государства. От педагога требуется
активность в создании новых образовательных программ,
предметная переориентация содержания учебных дисциплин
и многое другое. Реализация комплексно-целевых программ
по гражданскому образованию положительно повлияет на
учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми
компетенциями, у ученика будет развиваться активность в
сфере гражданско-обшественной деятельности.
Задачи гражданского воспитания
могут быть разделены на три группы и реализованы
поэтапно.
Задачи теоретико-методического
этапа представляют собой необходимость:
-проанализировать состояние,
тенденции гражданского образования в России и
сопоставить их с уровнем гражданского образования в
каждой конкретной школе, выявив предпосылки успешности
осуществления работы в этом направлении;
-диагностировать состояние
гражданского образования, изучить круг проблем,
положенных в основание проектирования;
-упорядочить педагогический опыт
реализации работы по гражданскому образованию;
-разработать методику диагностики
затруднений учителей в области гражданского образования
и определить пути их преодоления;
-создать авторскую систему работы
школы в русле гражданского образования.
Задачи школы на внедренческом
этапе реализации программ гражданского образования
отражают необходимость:
- приступить к реализации
комплексной целевой программы по гражданскому
образованию;
- повысить коммуникативную и
профессиональную культуру учителя через систему
научно-методической работы, содействовать
самоопределению гражданской позиции педагогов;
- разработать критерии оценки
компетентности педагогов и учащихся в сфере
гражданского образования.
Задачи рефлексивно-обобщающего
этапа состоят в том, чтобы:
-проанализировать деятельность
педагогического коллектива по комплексно-целевой
программе осуществления гражданского образования,
выявить успехи и трудности;
-выявить наиболее эффективные
организационно-педагогические формы работы по
гражданскому образованию и пути их внедрения в
социальную практику обучающихся;
-обобщить опыт работы педагогов школы по
гражданскому образованию.
Термины и понятия гражданского
образования
Педагогу, начинающему заниматься
проблемой формирования гражданской компетентности,
прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых
понятий гражданского образования. Системное знание
терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно
осмыслить представление о назначении, роли, смысле
граждане кого образования; во-вторых, будет
способствовать конструктивному диалогу с коллегами,
учащимися, родителями, общественными организациями.
Гражданин - это понятие имеет не
только юридический смысл (принадлежность лица к
государству), но и особый моральный. Быть гражданином -
значит занимать активную нравственную позицию, глубокое
осознавать свой патриотический долг и ответственность по
отношении к Отечеству, народу, национальным ценностям,
святыням, культуре.
Гражданская позиция - это единство
реальных практических дел и душевных переживаний за
судьбу страны. Гражданская позиция выражается в
готовности прийти на помощь нуждающимся.
Гражданское общество - это
общество, в котором социальные, экономические и
культурные связи между людьми обладают независимостью
по отношению к государственным учреждениям, это
совокупность негосударственных отношений и организаций,
выражающих частные (индивидуальные и коллективные)
интересы граждан в различных сферах.
В процессе удовлетворения частных
интересов и потребностей между людьми возникают
социально-экономические, социально-культурные и другие
связи и отношения. В отличие от государственно-властных
отношений, которые строятся на иерархии подчинения,
участники взаимоотношений выступают как равноправные,
свободные и ответственные стороны. Они ограждены от
прямого вмешательства органов государственной власти.
Фундамент гражданского общества составляет рыночная
экономика, основанная на разнообразии форм
собственности, свободе труда и предпринимательства. В
гражданском обществе создаются и развиваются семья,
школа, церковь, средства массовой информации,
добровольные общественные организации. Управление
общественными дачами осуществляется на принципах
самоуправления. Главным началом связи граждан с
государством являются политические движения и партии.
Государство призвано служить
гражданскому обществу: закреплять естественно
сложившиеся отношения между людьми, защищать их от
возможных негативных явлений (безработицы, преступности
и пр.). Развитое гражданское общество - это синоним
правового государства.
Структура гражданского общества
представляет собой налаженную систему взаимоотношений
между;
-ассоциациями независимых от
государства производителей;
-общественными объединениями и
организациями;
-политическими партиями и
движениями;
-сферами общественного воспитания
и негосударственного
образования;
-системами негосударственных
средств массовой информации;
-семьей;
-церковью.
Центральную роль в гражданском
обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль
играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных
с потребностями личности и общества функций:
репродуктивную, воспитательную,
хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Гражданское образование - новое
направление образовательной политики России. Это система
знаний интегративного и обобщающего характера,
акцентирующая внимание не только на формирование
духовности личности, но и на выработке стратегии
поведения современного человека. В связи с этим
гражданское образование рассматривается и как учебный
предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках
образовательного пространства, и как форма организации
школьной жизни, которая способствует демократическому
поведению всех участников образовательного процесса.
Таким образом, гражданское
образование представляет собой единый комплекс,
стержнем которого является политическое, правовое и
нравственное образование, реализуемое через учебные
курсы, внеклассную работу, а также через создание
демократического уклада школьной жизни и правового
пространства школы, через формирование социальной и
коммуникативной активности средствами учебных дисциплин.
Такое образование должно способствовать формированию у
учащихся системы гражданских ценностей, развивать
критичность их мышления и широту кругозора,
способствовать тому, чтобы воспитанники признавали
равноправие и равноценность различных точек зрения,
умели сочетать свою философию с культурным и
национальным плюрализмом, стремились выделить
личностный смысл в любой деятельности, были способны
защищать свое достоинство и принимать ответственность за
свои слова и поступки.
Гражданская компетентность
личности - совокупность готовности и способностей,
позволяющих активно, ответственно и эффективно
реализовать весь комплекс гражданских прав и
обязанностей в демократическом обществе, применить свои
знания и умения на практике. В условиях российской
действительности, когда отсутствуют устоявшиеся
демократические традиции, подготовка к жизни означает
выработку навыков, с помощью которых каждый сможет
реализовать свои личные права и свободы, а также
воспитать чувство персональной ответственности.
Признаки гражданских компетенций
личности:
-многофункциональность: овладение ими
позволяет решать различные проблемы в повседневной,
профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо
овладеть для достижения важных целей и решения сложных
задач в различных ситуациях;
-надпредметность и междисциплинарность: они
применимы в различных ситуациях: в школе, в семье, на
работе, в политической сфере и др.;
-развиваемость: гражданские компетентности
требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии,
определения своей собственной позиции, самооценки,
критического мышления и др.;
-многомерность: они включают различные
умственные процессы и интеллектуальные умения:
аналитические, критические, коммуникативные, а также
здравый смысл.
Основные гражданские компетенции
личности включают в себя следующий перечень:
-учебно-познавательная компетенция -
самостоятельный поиск и получение информации из
различных источников, умение ее анализировать,
критически мыслить;
-общественно-политическая и правовая
компетенция - реализация прав и обязанностей
гражданина, выполнение функций гражданина во
взаимодействии с другими людьми и властью;
-морально-нравственная компетенция - личное
совершенство человека как совокупность
морально-этических знаний и умений определять и
оценивать свое поведение, основываясь на моральных
нормах и этических понятиях, соответствующих
гуманистическим и демократическим ценностям;
-социально-экономическая компетенция -
совместимость, пригодность личных качеств к будущей
профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм
трудовой и коллективной этики.
Социализация школьников -
важнейшая цель гражданского образования. Их гражданские
знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю
поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники
обязательно должны уметь давать нравственную оценку
всех-компонентов жизни, общества, истории, политики,
культуры. Гражданское образование направлено на
воспитание внутренней свободы ученика, создание условий
для раскрытия его личностного творческого потенциала.
Гражданское воспитание - такое
словосочетание иногда употребляют при обсуждении проблем
гражданского образования, подчеркивает основную
направленность деятельности педагогов. Предметное
обучение по общественно-политическим дисциплинам только
тогда можно назвать гражданским образованием, когда
преподавание носит подчеркнуто воспитательный характер,
когда оно направлено не на передачу некоей суммы
знаний, а на формирование личностной позиции в системе
общественных отношений.
Воспитание гражданина, живущего в
демократическом государстве - главная цель гражданского
образования. Такой гражданин должен обладать
определенными знаниями (о правах человека, о
государстве, о выборах и т.п.), умениями (критически
мыслить, анализировать политическую ситуацию,
сотрудничать с другими людьми и др.), ценностями
(уважение к правам других, толерантность, готовность к
компромиссу и др.), а также желанием участвовать в
общественно-политической жизни.
Процесс гражданского воспитания с
точки зрения социализации - это процесс, посредством
которого человек развивает способности, отношения и
формы поведения, позитивно ценные для общества, в
котором он живет и достигает социальной компетентности.
Сущность социализации состоит в сочетании
приспособления и обособления человека в условиях
конкретного общества. В любом обществе социализация
человека имеет особенности на различных этапах жизни.
Социализация - развитие и саморазвитие человека в
процессе усвоения и воспроизводства культуры. Процесс
социализации происходит во взаимодействии человека со
стихийными, относительно направляемыми и
целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех
возрастных этапах.
Эффективность воспитания
определяется не столько тем, как оно обеспечивает
усвоение и воспроизводство человеком культурных
ценностей и социального опыта, сколько готовностью и
подготовленностью членов общества к сознательной
активности и самостоятельной творческой деятельности.
Результатом гражданского
образования станут такие проявления воспитанников, как:
-уважение к закону при развитии
инициативы, ответственности, умения пользоваться
личными свободами;
-критическое мышление и
противостояние манипуляциям со стороны власти и средств
массовой информации, независимость суждений,
рациональное обоснование своей точки зрения;
-приверженность системе
демократических и гражданских ценностей, основанная на
разуме, чувствах и опыте личности;
-руководство универсальными
человеческими принципами при столкновении различных
воззрений на нормы морали и жизненные ценности.
Главный результат гражданского
образования - это то, что оно формирует уважение к
людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит
правилам общественной полемики. Тем самым оно
способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также
дает каждому гражданину возможность участвовать в
обсуждении и выработке важных для общества решений.
Гражданское образование обладает
ярко выраженным воспитательным потенциалом,
превалирующим надзнаниевым компонентом. Практически оно
может быть реализовано через различные модели
построения содержания работы.