МОУ СОШ № 10 г.Новотроицка Оренбургской области
 
     
 

Основные принципы

гражданского образования школьников

 

При построении системы гражданского образования в школе следу­ет иметь в виду, что изучение учащимися предмета «граждановедение» ни в коем случае не приравнивается к наличию в школе гражданского образования. В каком же случае можно с уверенностью говорить о том, что в школе оно существует?

О гражданском образовании идет речь только в том случае, если изучение предметов гражданско-правовой направленности служит по­вышению активности школьников в осуществлении своих прав и сво­бод, в действенном признании и защите прав других. Действительно, человек, получающий отличные оценки в процессе изучения предме­тов «обществоведение» и «граждановедение» может выражать проти­воправные намерения и осуществлять их (отбирает деньга у младших школьников, совершает мелкие кражи из магазинов). Или, например, молодой человек усердно изучает право и получает по этому предмету отличные оценки, но делает он это для того, чтобы помочь родителям -мелким предпринимателям - избегать налогов и предусмотренных за это наказаний. В этом случае знание учебных предметов общественно-гражданской и правовой тематики не только не может приравниваться к гражданскому образованию, но явно ему противоречит.

Каковы же базовые положения, на которых строится гражданс­кое образование?

Выбор ориентира на становление у школьников гражданственнос­ти требует выработки ключевых принципов организации образо­вания, при котором будет обеспечиваться единство знаниевого, цен­ностного и деятельностного компонентов.

Принцип непрерывности. Особое значение в гражданском образо­вании отводится принципу непрерывности. Предлагаемая программа по гражданскому образованию является продолжением работы по воспита­нию дошкольника - гражданина своей страны. Она носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности гражданско­го образования.

Принцип жизненной реализации. Об эффективности гражданско­го образования судят по тому, насколько успешными и социально со­стоятельными будут жизненные планы учащихся и первые активные шаги по их реализации.

 

Содержание и структура гражданского образования школьников

 

Основное содержание процесса гражданского воспитания соста­вит система мероприятий для учителя и для ученика.

Учитель:

-осваивает философию содержания гражданского образования;

-осваивает методы социального проектирования и компе­тентного подхода;

-придерживается демократического стиля педагогической ра­боты, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживать;

-собственное мнение ребенка, имеет высокую коммуникативную культуру;

-имеет собственную гражданскую позицию, предполагаю­щую уважение к основам конституционного строя, систему цен­ностей, основанную на толерантности.

Ученик:

-осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности;

-участвует в общественной жизни школы;

-умеет давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.

Результатами такой работы станут выраженная гражданская по­зиция педагогов и обучающихся, готовность и способность учащих­ся реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей.

Структура гражданского образования включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Это обусловлива­ет необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении раз­личных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельнос­ти, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функ­цию. Выполнение рекомендаций для учителей, родителей будут способствовать результативному коммуникативному общению.

Примерное содержание предметной сферы гражданского обра­зования в школе представлено в таблице «Перечень учебных и вос­питательных мероприятий по реализации содержания гражданско­го образования школьников».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - вре-1мя формирования гражданского общества и правового государства, (признания прав человека и его свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требо­вания к образованию. Успешная самореализация личности в пери­од обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, ак­тивная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (форми­рование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уваже­ние к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружа­ющей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Человек, воспитанный в тоталитарном обществе, не может мгно­венно обрести независимость суждений, инициативу, научиться [отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, I руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданское образование в нашей стране находится на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свобод­ного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа.

Учителю, который работает в области гражданского образова­ния, важно обладать не только специальными знаниями, но и лич­ностными качествами. Парадокс состоит в том, что учитель часто, не обладая высокой культурой гражданственности, присваивает себе право учить этому других.

Педагог, который готовится к передаче идеи гражданского образования, должен прежде всего сам стать гражданином. На плеч* учителя ложится огромная ответственность за успешное развита. гражданского образования.

Ему нужно помочь в определении содержания гражданского образования и организации социальной практики обучающихся. Есть необходимость помочь ему в этом.

Теоретическими основами организации гражданского образования являются:

-системное знание терминологии, которая поможет учителю в нала­живании конструктивного диалога с участниками образовательной: процесса и точного понимания предмета исследования;

-изучение исторических материалов, которые будут способствовать формированию собственной точки зрения педагога на проблему.

Теоретические основы организации гражданского образования помогут учителю осмыслить назначение и роль гражданского образо­вания в системе образовательной деятельности школы. Основным ус­ловием внедрения гражданского образования является знание содер­жания гражданского образования, моделей и активных форм работы.

Цель и задачи гражданского образования

Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в соци­альных преобразованиях, происходящих в стране.

Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образователь­ный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога требуется активность в создании новых образовательных программ, предметная переориен­тация содержания учебных дисциплин и многое другое. Реализация комплексно-целевых программ по гражданскому образованию поло­жительно повлияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-обшественной деятельности.

Задачи гражданского воспитания могут быть разделены на три группы и реализованы поэтапно.

Задачи теоретико-методического этапа представляют собой необходимость:

-проанализировать состояние, тенденции гражданского образо­вания в России и сопоставить их с уровнем гражданского образования в каждой конкретной школе, выявив предпосылки успешности осу­ществления работы в этом направлении;

-диагностировать состояние гражданского образования, изу­чить круг проблем, положенных в основание проектирования;

-упорядочить педагогический опыт реализации работы по гражданскому образованию;

-разработать методику диагностики затруднений учителей в об­ласти гражданского образования и определить пути их преодоления;

-создать авторскую систему работы школы в русле граждан­ского образования.

 Задачи школы на внедренческом этапе реализации программ граж­данского образования отражают необходимость:

- приступить к реализации комплексной целевой программы по гражданскому образованию;

- повысить коммуникативную и профессиональную культуру учителя через систему научно-методической работы, содействовать самоопределению гражданской позиции педагогов;

- разработать критерии оценки компетентности педагогов и уча­щихся в сфере гражданского образования.

Задачи рефлексивно-обобщающего этапа состоят в том, чтобы:

-        проанализировать деятельность педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления гражданского об­разования, выявить успехи и трудности;

-        выявить наиболее эффективные организационно-педагогичес­кие формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;

-        обобщить опыт работы педагогов школы по гражданскому образованию.

Термины и понятия гражданского образования

Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание тер­минологии, ключевых понятий гражданского образования. Систем­ное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле граждане кого образования; во-вторых, будет способствовать конструктивному диалогу с коллегами, учащимися, родителями, общественными организациями.

Гражданин - это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубокое осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношении к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

Гражданская позиция - это единство реальных практических дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выра­жается в готовности прийти на помощь нуждающимся.

Гражданское общество - это общество, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают неза­висимостью по отношению к государственным учреждениям, это совокупность негосударственных отношений и организаций, вы­ражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.

В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают социально-экономические, социально-культурные и другие связи и отношения. В отличие от государственно-властных отно­шений, которые строятся на иерархии подчинения, участники взаимоот­ношений выступают как равноправные, свободные и ответственные сторо­ны. Они ограждены от прямого вмешательства органов государственной власти. Фундамент гражданского общества составляет рыночная эконо­мика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. В гражданском обществе создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные об­щественные организации. Управление общественными дачами осущест­вляется на принципах самоуправления. Главным началом связи граждан с государством являются политические движения и партии.

Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество - это синоним правового государства.

Структура гражданского общества представляет собой налажен­ную систему взаимоотношений между;

-негосударственными социально-экономическими институтами (собственность, труд, предпринимательство);

-ассоциациями независимых от государства производителей;

-общественными объединениями и организациями;

-политическими партиями и движениями;

-сферами общественного воспитания и негосударственного образования;

-системами негосударственных средств массовой информации;

-семьей;

-церковью.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выпол­няет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Это система знаний интегративного и обобщающе­го характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения сов­ременного человека. В связи с этим гражданское образование рас­сматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократичес­кому поведению всех участников образовательного процесса.

Таким образом, гражданское образование представляет собой еди­ный комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, вне­классную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирова­ние социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Такое образование должно способствовать формирова­нию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критич­ность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свою философию с культурным и наци­ональным плюрализмом, стремились выделить личностный смысл в любой деятельности, были способны защищать свое достоинство и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Гражданская компетентность личности - совокупность го­товности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и уме­ния на практике. В условиях российской действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к жизни означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспи­тать чувство персональной ответственности.

Признаки гражданских компетенций личности:

-        многофункциональность: овладение ими позволяет решать различ­ные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и ре­шения сложных задач в различных ситуациях;

-        надпредметность и междисциплинарность: они применимы в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политичес­кой сфере и др.;

-        развиваемость: гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собс­твенной позиции, самооценки, критического мышления и др.;

-        многомерность: они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, комму­никативные, а также здравый смысл.

Основные гражданские компетенции личности включают в себя следующий перечень:

-        учебно-познавательная компетенция - самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее ана­лизировать, критически мыслить;

-        общественно-политическая и правовая компетенция - реализа­ция прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражда­нина во взаимодействии с другими людьми и властью;

-        морально-нравственная компетенция - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;

-        социально-экономическая компетенция - совместимость, пригод­ность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на ры­нок труда, знание норм трудовой и коллективной этики.

Социализация школьников - важнейшая цель гражданского образования. Их гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники обязательно должны уметь давать нравственную оценку всех-компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры. Гражданское образование направлено на вос­питание внутренней свободы ученика, создание условий для рас­крытия его личностного творческого потенциала.

Гражданское воспитание - такое словосочетание иногда употребляют при обсуждении проблем гражданского образова­ния, подчеркивает основную направленность деятельности пе­дагогов. Предметное обучение по общественно-политическим дисциплинам только тогда можно назвать гражданским обра­зованием, когда преподавание носит подчеркнуто воспитатель­ный характер, когда оно направлено не на передачу некоей сум­мы знаний, а на формирование личностной позиции в системе общественных отношений.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом госу­дарстве - главная цель гражданского образования. Такой гражда­нин должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и др.), ценностями (уважение к правам других, толерант­ность, готовность к компромиссу и др.), а также желанием участво­вать в общественно-политической жизни.

Процесс гражданского воспитания с точки зрения социализа­ции - это процесс, посредством которого человек развивает спо­собности, отношения и формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет и достигает социальной компетент­ности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособле­ния и обособления человека в условиях конкретного общества. В любом обществе социализация человека имеет особенности на раз­личных этапах жизни. Социализация - развитие и саморазвитие че­ловека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Процесс социализации происходит во взаимодействии человека со стихий­ными, относительно направляемыми и целенаправленно создавае­мыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Эффективность воспитания определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком куль­турных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Результатом гражданского образования станут такие про­явления воспитанников, как:

-уважение к закону при развитии инициативы, ответствен­ности, умения пользоваться личными свободами;

-критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независи­мость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения;

-приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;

-руководство универсальными человеческими принципа­ми при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.

Главный результат гражданского образования - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Гражданское образование обладает ярко выраженным воспи­тательным потенциалом, превалирующим надзнаниевым компонентом. Практически оно может быть реализовано через различ­ные модели построения содержания работы.

     
Hosted by uCoz