В рамках общенациональной компании по противодействию жестокому обращению
с детьми вводиться единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122
Примерная схема для
анализа воспитательной работы класса
за прошедший учебный
год
1. Анализ эффективности целеполагания
и планирования (программирования) воспитательного
процесса в классе в прошедшем году:
– результаты решения воспитательных
задач прошедшего года, целесообразность их постановки,
действенность идей, которые выдвигались при
планировании;
– правильность выбора основных
направлений, содержания, форм работы, средств
педагогического влияния, приемов включения учащихся в
деятельность и общение.
2. Анализ динамики социальной ситуации
развития учащихся:
– особенности социальной ситуации
развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный
год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой
ситуации?
– какое влияние на развитие личности
учащихся, на формирование их качеств, творческих
дарований и физических способностей оказывает их
ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и
занятия в кружках, секциях и других объединениях?
– особенности общественного мнения
класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
3. Анализ развития коллектива класса:
– социометрическая, ролевая и
коммуникативная структуры класса, уровень развития
коллективных взаимоотношений и коллективной творческой
деятельности в нем;
– особенности
нравственно-психологического климата в классе: характер
взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость,
внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения
мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.);
преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
особенности общения в классном коллективе;
– степень вовлечения учащихся в
жизнедеятельность класса, уровень их включенности в
процесс планирования, организации и анализ совместной
деятельности;
– развитие общественной активности
учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность в деятельности,
участие в самоуправлении класса).
4. Анализ участия учащихся класса в
жизнедеятельности школы:
– основные мотивы участия учащихся
класса в школьных мероприятиях, степень
заинтересованности и вовлеченности учащихся в
жизнедеятельность школы, активность и результативность
(для развития личности и для обеспечения
жизнедеятельности школы) участия членов классного
коллектива в школьных делах;
– участие учащихся класса в школьном
самоуправлении, организаторской деятельности, работе
школьных кружков, секций, клубов, обществ и других
объединений; влияние этой деятельности на воспитание и
развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
– уровень воспитанности и
нравственно-эстетического развития учащихся (указать,
какие факторы повлияли на их состояние);
– степень развития познавательных
интересов и творческих способностей учащихся в
интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и
других видах деятельности;
– уровень знаний, умений и навыков
учащихся класса, их успеваемость;
– изменения в социокультурном развитии
учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры,
интеллектуальной и информационной культуры,
художественной, экологической, физической культуры,
культуры семейных отношений, экономической культуры и
культуры труда, адаптированность к современной жизни,
развитие состоятельности, умения благотворно влиять на
социум, а в итоге – развитие культуры жизненного
самоопределения);
– наиболее яркие проявления
индивидуальных особенностей учащихся класса;
– сформированность у учащихся
потребности заниматься самовоспитанием;
– изменения состава класса,
происшедшие в течение года;
– индивидуальные особенности
«новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в
классном коллективе;
– учащиеся группы риска (их
индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы
поступков; влияние на них ближайшего социального
окружения; наиболее действенные приемы работы с ними;
задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся;
прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).
6. Анализ педагогического
взаимодействия с семьей:
– влияние родителей учащихся на
воспитательную деятельность класса;
– участие родителей в подготовке детей
к семейной жизни.
7. Анализ организации воспитательного
процесса в классе и эффектности воспитательной работы
классного руководителя:
– что из содержания воспитательных
мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В
каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием?
В каких проявили себя активными организаторами? А к
каким остались равнодушными? В каких были пассивными?
Почему?
– насколько удачной оказалась
последовательность классных мероприятий в прошедшем
учебном году?
– какие методы воспитательного
воздействия, формы работы и средства педагогического
влияния наиболее положительно повлияли на развитие и
нравственное становление учащихся?
– какая деятельность положительно
влияла на формирование сознательной дисциплины и
ответственного отношения к труду?
– какие мероприятия и коллективные
творческие дела, проведенные в прошедшем году,
способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
– об удачах и находках, о накопленном
положительном опыте;
– о негативных моментах в организации
и воспитании учащихся класса;
– о нереализованных возможностях и
неиспользованных резервах;
– о перспективных целях и
первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Осуществляя свои функции, классный
руководитель:
в начале учебного года:
– составляет список класса и оформляет
классный журнал (в начале первой учебной недели);
– организовывает получение учебников в
школьной библиотеке (в течение первого-второго учебных
дней);
– изучает условия семейного воспитания
учащихся (в течение первой учебной четверти);
– уточняет или составляет социальный
паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в
течение первой учебной четверти);
– собирает и имеет полную информацию
об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного
образования (в течение октября);
– проводит работу по вовлечению
учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в
деятельность объединений дополнительного образования, в
целях развития их способностей (в течение первой
четверти);
– организовывает коллективное
планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для
III–VII классов) или на год (для VIII–XI классов) (в
течение сентября);
– составляет план воспитательной
работы класса, согласовывает его с руководителем
методического объединения классных руководителей и сдает
на утверждение заместителю директора по воспитательной
работе (в течение сентября);
ежедневно:
– отмечает в классном журнале
отсутствующих учащихся;
– осуществляет педагогическую помощь
органам ученического самоуправления класса и
представителям школьного самоуправления в классе;
– осуществляет контроль за внешним
видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
– осуществляет контроль за питанием и
культурой поведения учащихся класса в столовой;
– осуществляет контроль за дежурством
по классу;
еженедельно:
– проверяет дневники учащихся;
– осуществляет контроль за ведением
классного журнала учителями-предметниками;
– проводит классный час и (или)
полчаса информации и общения;
– осуществляет контроль за санитарным
состоянием закрепленных за классом участков школы;
– организовывает сбор денег на питание
учащихся;
ежемесячно:
– организовывает коллектив класса на
участие в школьных делах;
– помогает органам ученического
самоуправления организовывать подведение итогов
жизнедеятельности классного коллектива;
– проводит занятия по правилам
дорожного движения и плановый инструктаж по технике
безопасности и безопасности жизнедеятельности;
– организовывает генеральную уборку
кабинета и закрепленных за классом участков территории;
– дежурит на общешкольных вечерах и
других мероприятиях (согласно графику дежурства);
– контролирует участие в кружках,
секциях, клубах, других объединению учащихся своего
класса, требующих особой педагогической заботы;
в течение четверти:
– организовывает выполнение
рекомендаций медицинских работников по охране здоровья
учащихся;
– помогает органам ученического
самоуправления в организации жизнедеятельности классного
коллектива (текущее коллективное планирование,
организация дел и коллективный анализ);
– организовывает дежурство класса по
школе (согласна графику дежурств);
– оперативно информирует социального
педагога, заместителя директора школы по воспитательной
работе или директора школы: о девиантном поведении
учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса
устава школы; о необходимости социальной защиты своих
учащихся, и вместе с ними принимает необходимые
педагогические меры;
– организовывает контроль за
состоянием школьных учебников;
– уточняет информацию об участии
учащихся класса в деятельности объединений
дополнительного образования;
– проводит педагогические консилиумы;
– проводит родительские собрания;
– организовывает работу родительского
комитета класса (согласно плану работы комитета);
– посещает методические объединения
классных руководителей, семинары, совещания по вопросам
воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с
повышением педагогического мастерства классного
руководителя;
в конце четверти:
– организовывает. подведение итогов
учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива
в прошедшей четверти;
– сдает заместителю директора по
учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости
класса и оформленный классный журнал;
во время каникул:
– участвует в каникулярной работе
методического объединения классных руководителей;
– совместно с самоуправлением,
общественными объединениями, ученическим активом,
родителями организует каникулярные мероприятия своего
класса (вариант: совместно с другими классами);
в конце учебного года:
– организовывает подведение итогов
жизнедеятельности класса в учеб-ном году и вместе с
активом (организаторами самоуправления) класса
отчетно-выборную кампанию в классе;
– проводит педагогический анализ хода
и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и
сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной
работе в классе в прошедшем году) заместителю директора
школы по воспитательной работе;
– организовывает сдачу школьных
учебников в библиотеку;
– организовывает ремонт классного
помещения;
– получает от родителей учащихся
данные о летнем отдыхе детей.
Классный руководитель выпускного
класса:
– собирает данные о планах выпускников
по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение
последнего учебного года);
– организовывает подготовку выпускных
мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в
течение года);
– собирает и имеет полную информацию
об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на
работу и т. д. (к началу очередного учебного года).