В рамках общенациональной компании по противодействию жестокому обращению
с детьми вводиться единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122
Критерии воспитания
Критериями качества
воспитательной работы должны выступать те параметры
жизни школы, которые определяют обучаемость и
воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и
обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к
сознательному выбору профессии, способность
адаптироваться к современным жизненным условиям.
Это - целеполагание как
процесс постановки педагогических целей и задач развития
личности с учетом конкретных социальных требований на
основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в
школе, реализации программы обучения и воспитания
учеников в конкретных условиях школы при данном уровне
сформированности учащихся и возможностей педагогического
коллектива.
Это - организация
учебно-воспитательного процесса на основе планирования в
школе. Это и единство педагогических позиций и
требований в учебной работе, и внедрение в практику
достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях
воспитанности и обученности детей можно судить о
качествах учебно-воспитательной работы школы.
Так, высокий уровень
общественной направленности говорит об эффективности
деятельности педколлектива по достижению целей и задач
воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает
качество усвоения детьми ведущих идей науки и их
практического применения. Обученность школьников во
многом зависит от качества учебного процесса и его
индивидуализации и дифференциации и т.д.
Таким образом, связь всех
параметров учебно-воспитательного процесса с
показателями воспитанности детей есть первое основное
требование к результатам учебно-воспитательной работы.
Качественными показателями
являются правильная постановка задач работы с детьми,
родителями, педагогами, общественностью в данных
условиях, выбор содержания и методов воздействия,
затрата времени и силы педагогов, время и активность
учащихся.
Основное назначение
критериев эффективности работы школы — определение
главных направлений повышения мастерства учителей на
основе комплексного анализа и оценки результатов
педагогической деятельности. Критерии служат для решения
внутренних задач руководства школой, для самоанализа и
самооценки работы, ориентиром для планирования
учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных
критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в
школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности
(критерий факта).
III. Воспитательный
коллектив, творческое содружество поколений (критерий
коллектива).
IV. Содержание деятельности,
эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни
(критерий времени).
VI. Критерий "открытости
школы".
VII. Критерий системности
работы.
Каждая сфера воспитательного
процесса имеет качественные характеристики, адекватные
перечисленным критериям.
Реализация Программы
воспитания.
Взаимодействие учителей и
учеников, взаимопонимание, сотрудничество — критерий I.
Развитие качеств личности —
критерий II.
Коллективное планирование,
проведение дел и оценка — критерий III.
Формирование ведущих качеств
личности. Диагностика — критерий IV.
Выполнение целевых программ
развития личности (IХ-ХI кл.) — критерий V.
Диагностика воспитательных
возможностей среды. Интеграция воспитательных сил
микрорайона — критерий VI.
Системность воспитательной
работы с I по XI класс. Единство воспитания и
диагностики — критерий VII.
Воспитательная работа в
классе.
Формирование положительной
Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование
активности. Отношения ответственной зависимости —
критерий I.
Профориентационная
диагностика (по Климову). Учет активности ребят
(поручения) — критерий II.
Самоуправление в классе.
Добровольность участия детей на основе интереса.
Творческая деятельность каждого - критерий III.
Познавательная деятельность.
Общение. Здоровье. Самоуправление — критерий IV.
Организация разнообразных
видов деятельности. Изучение намерений, информация о
профессиях, определение способностей, познание своего
"Я". Учить сотрудничеству — критерий V.
Занятия в свободное время,
лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей
среды — критерий VI.
Реализация Программы
воспитания через систему классных часов,
общественно-полезной деятельности — критерий VII.
Воспитательная работа с
родителями.
Воспитание уважения к
родителям. Доброжелательность. Информированность.
Взаимоинформированность. Помощь — критерий I.
Педагогическая диагностика
"трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный
паспорт дома — критерий II.
Степень вовлечения в
совместную деятельность родителей и школы. Уровень
воспитательной деятельности родителей (навыки,
отношения, ценности) — критерий III.
Выполнение школьных
социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье".
Территориальные воспитательные микросистемы — критерий
IV.
Связи с учреждениями
дополнительного образования. Сотрудничество с городским
центром профориентации — критерий V.
Общественная деятельность
школьников. Включение в педагогический процесс
родителей. Доступность — критерий VI.
Анализ родительских собраний
— критерий VII.
Воспитание в школе.
Ориентир на прогрессивные
отношения. Стиль руководства демократический. Стремление
к устойчиво-положительному стилю отношений — критерий I.
Социально-педагогическое
исследование. Рейтинг развития воспитанности,
активности. Рейтинг активности классных коллективов. R =
О + В + Р — критерий II.
Наличие воспитательного
коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет
параллелей — критерий III.
Содержание воспитательных
периодов: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро".
Достижения и уровни. "Мажор" — критерий IV.
Встречи, вечера. Сеть
центров, кружков, работа факультативов, библиотеки,
читального зала. Ценностные ориентации — критерий V.
Создание
социально-педагогического центра. ГИД, опека,
организация каникул. Компенсационная работа. Забота о
здоровье — критерий VI.
Система тематических КТД —
критерий VII.
Возрождение народных
традиций.
Опора на народную педагогику
— критерий I.
Укрепление семейных
традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание
трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия,
честности) — критерий II.
Преемственность поколений.
Возрождение традиций. Праздники, ярмарки — критерий III.
Праздник урожая, "Святки",
"Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник
березки — критерий IV.
Благотворительная
деятельность. Участие в бытовом или производительном
труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.
Забота о престарелых,
инвалидах, младших. Родословная семьи — критерий VI.
Объединение сезонных
народных праздников в систему — критерий VII.
Воспитание на уроке.
Анализ урока с позиций
личностного подхода — критерий I.
Анализ воспитательных
аспектов урока — критерий II.
Коллективные и групповые
способы работы — критерий III.
Воспитание мировоззрения,
духовной культуры. "Педагогика радости" — критерий IV.
Развитие способностей.
Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия
в УПК — критерий V.
Использование научного
потенциала для адекватного преобразования среды —
критерий VI.
Возрастная педагогика.
Планирование и реализация воспитательных задач —
критерий VII.