В рамках общенациональной компании по противодействию жестокому обращению
с детьми вводиться единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122
Заочное образование.
Кому оно подходит?
В последнее время все чаще обучение на заочных отделениях отечественных вузов расценивается как негативное. Упоминая «заочку», говорят о невысоком качестве подготовки, стремлении студентов получить диплом, не заботясь о знаниях. Но, несмотря на отрицательное восприятие заочного обучения, оно становится все более популярным. Российских студентов, предпочитающих эту форму образования, с каждым годом становится все больше. В чем же причина такой популярности?
Основными преимуществами, которые предоставляет заочное обучение, являются такие, как значительно более низкая цена обучения, возможность самостоятельно зарабатывать деньги в свободное от учебы время, иметь ко времени окончания обучения ощутимый опыт работы, без которого сегодня серьезные компании редко берут на хорошие должности. Совмещая работу с учебой, студент соотносит теоретические знания с каждодневной практикой. Это позволит ему к окончанию университета стать востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
На предприятиях поразному относятся к студентам, обучающимся заочно. Где-то это приветствуется, и сотрудник без проблем отпускается на сессию, если предоставляет справку-вызов из вуза. А на некоторых предприятиях студенту приходится брать дни без содержания или уходить в обычный отпуск, чтобы сдать сессию. Это зависит от политики предприятия и его заинтересованности в квалифицированных сотрудниках. Но важно знать, что в трудовом законодательстве есть некоторые послабления для тех, кто совмещает работу с учебой. На время вступительных экзаменов студент-работник имеете право на двухнедельный отпуск, правда, за свой счет. Для сдачи сессии работодатель должен выделить на первом и втором курсах сорок календарных дней в год, а на старших - и все пятьдесят. Причем с сохранением средней заработной платы. Кроме того, для сдачи госэкзаменов возможно предоставление одного месяца отпуска, для подготовки диплома с последующей защитой - до четырех месяцев. А по желанию обучающегося за десять месяцев до защиты диплома (или сдачи госэкзаменов, на выбор) ему может быть установлена сокращенная на 7 часов рабочая неделя. Из приятного можно также отметить, что студенты-иногородники раз в год имеют право на оплату работодателем проезда к месту сдачи сессии. Но, к сожалению, наши реалии таковы, что редкий работодатель безропотно удовлетворит все гарантированные действующим законодательством требования, но попробовать все же стоит.
Обучаться заочнику приходится по большей части самому, так как количество лекций и практических занятий минимально. Поэтому заочники часто более подкованы в практике, нежели в теории. И не стоит думать, что работодатели будут «воротить нос», узнав о том, что ты учился на заочном. Работодателю, по большому счету, не так важно, на каком отделении учился молодой специалист - очном, вечернем или заочном. Ведь он получает те же знания, только в другой форме, но сдает те же экзамены и пишет такие же выпускные квалификационные работы. В современных условиях знания и навыки важнее, чем престиж корочек. Твой потенциальный начальник, вероятнее всего, будет рассуждать так: учась на заочном, ты получал именно те знания, которые тебе нужны, и накопил опыт, который еще не скоро приобретет выпускник очного отделения.
Получая диплом, заочник уже, как правило, имеет хорошую работу, стабильный заработок, устроенную жизнь, в то время как выпускники стационара стоят в самом начале дороги и не сразу находят подходящую работу.
Немаловажно что студенты-заочники не привязаны к конкретной местности, где расположен университет, и могут не беспокоиться о том, какими расходами обернется для них учеба в чужом городе или даже стране. Ведь за границей заочное образование не менее, а даже более популярно, чем в нашей стране.
И поступить на заочное отделение гораздо проще, чем на дневное. В некоторых вузах для этого достаточно пройти собеседование - результаты ЕГЭ не нужны. Поэтому, если стать студентом - очником тебе не удалось, смело подавай документы на заочку, ты точно ничего не потеряешь. Если страсть к науке окажется сильнее карьерных амбиций, хорошие оценки позволят со временем перевестись на дневное отделение.
Далее следует отметить отсутствие ограничений на одновременное обучение в нескольких вузах. Студент вправе сразу освоить более одной специальности, при этом все зависит только от того, сколько времени, сил и денег он готов потратить ради новых знаний.
Еще одно достоинство заочной формы - она предусматривает самостоятельное время на обучение. Студент может заниматься когда ему угодно, при этом не покидая собственного дома. Ведь сегодня любую информацию можно найти в Интернете, не сидя часами в библиотеках и не переписывая по ночам книги. Преподаватели общаются со студентами в социальных сетях и передают им задания по электронной почте, множество занятий сведено исключительно к самостоятельному ознакомлению, поэтому контакт преподавателя и студента сведен к минимуму. Современные студенты выбирают заочное обучение, которое не очень отличается от очного, но предоставляет, гораздо больше преимуществ.
Часто заочное обучение выбирают те, кому необходим лишь диплом о высшем образовании, а никак не знания. И такая ситуация не является унизительной или негативной. Ведь бывает, что после школы ученики подаются в бизнес или выбирают другую сферу, в которой за несколько лет добиваются ощутимого успеха. Знания уже есть, опыт работы тоже, но в нашем обществе в сознании людей все еще очень сильна уверенность в том, что человек без высшего образования может работать только дворником и не достоин считаться квалифицированным специалистом. Поэтому люди вынуждены идти учиться, чтобы доказать свою состоятельность, в то время как у них есть не только теоретическая база, но и практический опыт, что дорогого стоит.
Но, несмотря на, казалось бы, явные преимущества, некоторые специалисты выступают против заочной формы обучения. «Дать фундаментальную научную подготовку заочно невозможно ни в одной из областей знаний», - заявил недавно президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий. Значит ли это, что «заочка» доживает последние годы? По-мнению главы комитета Госдумы Григория Балыхина, «заочная форма обучения в вузах должна остаться для молодых людей, которое работают и желают повысить свою квалификацию, тем более что норма о заочном образовании предусмотрена законом». Балыхин считает, что пока заочная и вечерняя формы обучения будут востребованы среди работающих молодых людей, от них не стоит отказываться.
К тому же по данным Росстата, за последние 10 лет число заочников в России только росло. Так, в государственных институтах и университетах их количество в течение последних 8 лет увеличилось на 16% и сегодня составляет 2,5 млн. человек. Не отстают и коммерческие вузы. Если в 2001/2002 учебном году в них насчитывалось 243 тыс. студентов- заочников, то сейчас - уже 835 тысяч.
Государственные и коммерческие вузы начали активно внедрять заочное образованиэ по разным причинам. Для частных институтов это стало способом максимально легко организовать учебный процесс: отпала необходимость искать помещения для постоянных занятий, платить преподавателям за ежедневные лекции и семинары. Государственные вузы ухватились за возможность заработать дополнительные средства: по закону, заочные отделения разрешено делать полностью платными.
Подводя итог, следует сказать, что заочная форма, представляя собой уникальную систему обучения, подходит далеко не всем. Так, выпускникам школ лучше поступать на дневные отделения вузов, если имеется такая возможность. А тем, кто уже успел поработать и накопить профессиональные навыки, можно получить высшее образование на «заочке». Особенно хороша данная форма для тех, кто стремится иметь второе и последующие высшие образования. У этой категории студентов есть определенная база, фундамент знаний, опыт обучения в институте, а также самостоятельной работы на производстве. Они приходят в вуз для того, чтобы приобрести новые знания в дополнение к уже имеющимся, что им, как правило, успешно удается.