МОУ СОШ № 10 г.Новотроицка Оренбургской области
 
     
 

Критерии воспитания

 

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

 Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

 По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.

 Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.

 Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.

 Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.

 Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

 

 Перечень основных критериев сводится к следующим:

 I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).

 II. Уровень воспитанности (критерий факта).

 III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

 IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

 V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

 VI. Критерий "открытости школы".

 VII. Критерий системности работы.

 Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

 

 Реализация Программы воспитания.

 Взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество — критерий I.

 Развитие качеств личности — критерий II.

 Коллективное планирование, проведение дел и оценка — критерий III.

 Формирование ведущих качеств личности. Диагностика — критерий IV.

 Выполнение целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.) — критерий V.

 Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона — критерий VI.

 Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единство воспитания и диагностики — критерий VII.

 

Воспитательная работа в классе.

 Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости — критерий I.

 Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активности ребят (поручения) — критерий II.

 Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса. Творческая деятельность каждого - критерий III.

 Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление — критерий IV.

 Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству — критерий V.

 Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей среды — критерий VI.

 Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности — критерий VII.

 

 Воспитательная работа с родителями.

 Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь — критерий I.

 Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт дома — критерий II.

 Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) — критерий III.

 Выполнение школьных социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье". Территориальные воспитательные микросистемы — критерий IV.

 Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с городским центром профориентации — критерий V.

 Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность — критерий VI.

 Анализ родительских собраний — критерий VII.

 

 Воспитание в школе.

 Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений — критерий I.

 Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развития воспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В + Р — критерий II.

 Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет параллелей — критерий III.

 Содержание воспитательных периодов: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Достижения и уровни. "Мажор" — критерий IV.

 Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работа факультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентации — критерий V.

 Создание социально-педагогического центра. ГИД, опека, организация каникул. Компенсационная работа. Забота о здоровье — критерий VI.

 Система тематических КТД — критерий VII.

 

 Возрождение народных традиций.

 Опора на народную педагогику — критерий I.

 Укрепление семейных традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности) — критерий II.

 Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники, ярмарки — критерий III.

 Праздник урожая, "Святки", "Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник березки — критерий IV.

 Благотворительная деятельность. Участие в бытовом или производительном труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.

 Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи — критерий VI.

 Объединение сезонных народных праздников в систему — критерий VII.

 

 Воспитание на уроке.

 Анализ урока с позиций личностного подхода — критерий I.

 Анализ воспитательных аспектов урока — критерий II.

 Коллективные и групповые способы работы — критерий III.

 Воспитание мировоззрения, духовной культуры. "Педагогика радости" — критерий IV.

 Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия в УПК — критерий V.

 Использование научного потенциала для адекватного преобразования среды — критерий VI.

 Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательных задач — критерий VII.

     
Hosted by uCoz