МОУ СОШ № 10 г.Новотроицка Оренбургской области
 
     
 

Заочное образование.

Кому оно подходит?

 

В последнее время все чаще обучение на заочных отделениях отечественных вузов расценивается как негативное. Упоминая «заочку», говорят о невысоком качестве подготовки, стремлении студентов полу­чить диплом, не заботясь о знаниях. Но, несмотря на отрицательное вос­приятие заочного обучения, оно становится все более популярным. Российских студентов, предпочитающих эту форму образования, с каждым годом становится все больше. В чем же причина такой популярности?

Основными преимуществами, которые предоставляет заочное обучение, являются такие, как значительно более низкая цена обучения, возможность самостоятельно зарабатывать деньги в свободное от учебы время, иметь ко времени окончания обучения ощутимый опыт работы, без которого сегодня серьезные компании редко берут на хорошие должности. Совмещая работу с учебой, студент соотносит теоретические знания с каждодневной практикой. Это позволит ему к окончанию университета стать востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

На предприятиях поразному относятся к студентам, обучающимся заочно. Где-то это приветствуется, и сотрудник без проблем отпускается на сессию, если предоставляет справку-вызов из вуза. А на некоторых предприятиях сту­денту приходится брать дни без содер­жания или уходить в обычный отпуск, чтобы сдать сессию. Это зависит от по­литики предприятия и его заинтересо­ванности в квалифицированных сотруд­никах. Но важно знать, что в трудовом законодательстве есть некоторые по­слабления для тех, кто совмещает рабо­ту с учебой. На время вступительных эк­заменов студент-работник имеете пра­во на двухнедельный отпуск, правда, за свой счет. Для сдачи сессии работодатель должен выделить на первом и вто­ром курсах сорок календарных дней в год, а на старших - и все пятьдесят. При­чем с сохранением средней заработной платы. Кроме того, для сдачи госэкзаме­нов возможно предоставление одного месяца отпуска, для подготовки дипло­ма с последующей защитой - до четы­рех месяцев. А по желанию обучающего­ся за десять месяцев до защиты дипло­ма (или сдачи госэкзаменов, на выбор) ему может быть установлена сокращен­ная на 7 часов рабочая неделя. Из прият­ного можно также отметить, что студенты-иногородники раз в год имеют право на оплату работодателем проезда к месту сдачи сессии. Но, к сожалению, наши ре­алии таковы, что редкий работодатель безропотно удовлетворит все гарантиро­ванные действующим законодательством требования, но попробовать все же стоит.

Обучаться заочнику приходится по большей части самому, так как количе­ство лекций и практических занятий ми­нимально. Поэтому заочники часто бо­лее подкованы в практике, нежели в те­ории. И не стоит думать, что работодате­ли будут «воротить нос», узнав о том, что ты учился на заочном. Работодателю, по большому счету, не так важно, на каком отделении учился молодой специалист - очном, вечернем или заочном. Ведь он получает те же знания, только в другой форме, но сдает те же экзамены и пи­шет такие же выпускные квалификаци­онные работы. В современных услови­ях знания и навыки важнее, чем престиж корочек. Твой потенциальный начальник, вероятнее всего, будет рассуждать так: учась на заочном, ты получал именно те знания, которые тебе нужны, и накопил опыт, который еще не скоро приобретет выпускник очного отделения.

Получая диплом, заочник уже, как правило, имеет хорошую работу, ста­бильный заработок, устроенную жизнь, в то время как выпускники стационара стоят в самом начале дороги и не сразу находят подходящую работу.

Немаловажно что студенты-заочники не привязаны к конкретной местности, где расположен университет, и могут не беспокоиться о том, какими расходами обернется для них учеба в чужом городе или даже стране. Ведь за границей заоч­ное образование не менее, а даже более популярно, чем в нашей стране.

И поступить на заочное отделение гораздо проще, чем на дневное. В неко­торых вузах для этого достаточно прой­ти собеседование - результаты ЕГЭ не нужны. Поэтому, если стать студентом - очником тебе не удалось, смело подавай документы на заочку, ты точно ничего не потеряешь. Если страсть к науке окажет­ся сильнее карьерных амбиций, хоро­шие оценки позволят со временем пере­вестись на дневное отделение.

Далее следует отметить отсутствие ограничений на одновременное обуче­ние в нескольких вузах. Студент вправе сразу освоить более одной специально­сти, при этом все зависит только от того, сколько времени, сил и денег он готов потратить ради новых знаний.

Еще одно достоинство заочной фор­мы - она предусматривает самостоя­тельное время на обучение. Студент мо­жет заниматься когда ему угодно, при этом не покидая собственного дома. Ведь сегодня любую информацию мож­но найти в Интернете, не сидя часами в библиотеках и не переписывая по ночам книги. Преподаватели общаются со сту­дентами в социальных сетях и передают им задания по электронной почте, множе­ство занятий сведено исключительно к са­мостоятельному ознакомлению, поэто­му контакт преподавателя и студента све­ден к минимуму. Современные студенты выбирают заочное обучение, которое не очень отличается от очного, но предостав­ляет, гораздо больше преимуществ.

Часто заочное обучение выбирают те, кому необходим лишь диплом о высшем образовании, а никак не знания. И такая ситуация не является унизительной или негативной. Ведь бывает, что после шко­лы ученики подаются в бизнес или выбирают другую сферу, в которой за не­сколько лет добиваются ощутимого успе­ха. Знания уже есть, опыт работы тоже, но в нашем обществе в сознании людей все еще очень сильна уверенность в том, что человек без высшего образования может работать только дворником и не досто­ин считаться квалифицированным спе­циалистом. Поэтому люди вынуждены идти учиться, чтобы доказать свою состо­ятельность, в то время как у них есть не только теоретическая база, но и практи­ческий опыт, что дорогого стоит.

Но, несмотря на, казалось бы, яв­ные преимущества, некоторые специа­листы выступают против заочной формы обучения. «Дать фундаментальную науч­ную подготовку заочно невозможно ни в одной из областей знаний», - заявил не­давно президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовни­чий. Значит ли это, что «заочка» дожи­вает последние годы? По-мнению главы комитета Госдумы Григория Балыхина, «заочная форма обучения в вузах долж­на остаться для молодых людей, кото­рое работают и желают повысить свою квалификацию, тем более что норма о заочном образовании предусмотрена законом». Балыхин считает, что пока за­очная и вечерняя формы обучения будут востребованы среди работающих моло­дых людей, от них не стоит отказываться.

К тому же по данным Росстата, за по­следние 10 лет число заочников в России только росло. Так, в государствен­ных институтах и университетах их коли­чество в течение последних 8 лет увели­чилось на 16% и сегодня составляет 2,5 млн. человек. Не отстают и коммерческие вузы. Если в 2001/2002 учебном году в них насчитывалось 243 тыс. студентов- заочников, то сейчас - уже 835 тысяч.

Государственные и коммерческие вузы начали активно внедрять заочное образованиэ по разным причинам. Для частных институтов это стало способом максимально легко организовать учеб­ный процесс: отпала необходимость ис­кать помещения для постоянных заня­тий, платить преподавателям за еже­дневные лекции и семинары. Государ­ственные вузы ухватились за возмож­ность заработать дополнительные сред­ства: по закону, заочные отделения раз­решено делать полностью платными.

Подводя итог, следует сказать, что заочная форма, представляя собой уни­кальную систему обучения, подходит да­леко не всем. Так, выпускникам школ лучше поступать на дневные отделения вузов, если имеется такая возможность. А тем, кто уже успел поработать и нако­пить профессиональные навыки, можно получить высшее образование на «заочке». Особенно хороша данная форма для тех, кто стремится иметь второе и по­следующие высшие образования. У этой категории студентов есть определенная база, фундамент знаний, опыт обучения в институте, а также самостоятельной ра­боты на производстве. Они приходят в вуз для того, чтобы приобрести новые знания в дополнение к уже имеющимся, что им, как правило, успешно удается.

 

 

 

     
Hosted by uCoz