МОУ СОШ № 10 г.Новотроицка Оренбургской области
 
     
 

Приём документов.

 

Итак, вы выбрали будущую профессию, выбрали учебное заведение, в котором будете овладевать этой профессией. Следующий шаг - собрать и сдать документы в приемную комиссию. Казалось бы, простая формальность, ной в ней есть свои тонкости, которыми не стоит пренебрегать.

 

Законом установлены точные сроки приема документов:

-   до 5 июля сдают документы те, кто поступает на обучение по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые в период с 5 по 25 июля проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности с обязательным присутствием абитуриента;

-   до 15 июля - кто поступает на направления подготовки (специальности), по которым в период с 15 по 25 июля проводятся дополнительные вступительные испытания профильной направленности с обязательным присутствием абитуриента, а также лица, поступающие в вузы по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно;

- до 25 июля принимаются документы у тех, кто поступает только по результатам ЕГЭ.

Вы определились, к какой категории относитесь и теперь главное не откладывать это до последнего дня. Лучше всего посетить приемную комиссию в середине срока подачи заявления, установленного выбранным вами вузом. Многие считают, что сдавать документы лучше всего за несколько дней до окончания приема документов, когда уже известны примерные цифры конкурса: сколько человек к этому дню подали документы на ту или иную специальность. Ознакомившись с ними, можно выбрать специальность (или даже вуз), например с наименьшим конкурсом и туда подавать документы. В то же время, в большинстве вузов установлены квоты набора студентов на первый курс, поэтому ваши документы могут просто не попасть в их число. Кроме того, в документах могут содержаться какие-либо неточности, на устранение ко­торых вам, возможно, не хватит времени.

Как правило, требования к перечню документов в вузах одинаковы. В редких случаях учебные заведения могут изменить список, о чем заранее будут оповещены абитуриенты данного вуза. На что же следует обратить внимание в документах в приемной комиссии?

Заявление. Бланк заявления обычно выдается для приемной комиссии. Заявление можно оформить дома, скачав с официального сайта вуза, и готовое принести в приемную комиссию. Здесь рекомендация проста: написать заявление как можно разборчивее, подробно отвечая на все вопросы.

По закону, абитуриент имеет право подать заявление не более чем в 5 высших учебных заведений. Если выясняется, что абитуриент нарушает закон, ему могут отказать в зачислении.

В некоторых вузах можно подавать заявление одновременно на 3 специальности. Где-то для этого достаточно заполнять только одну анкету. Но ряд вузов требуют отдельную - по каждой специальности.

Паспорт, либо в случае его утери справка из паспортного стола. Сразу же сделайте 2-3 ксерокопии основных страниц. С 2009 есть возможность использовать в качестве документа, удостоверяющего личность на территории России, заграничный паспорт. В приемной комиссии обращают внимание на прописку. Если она не российская, то возникает целый ряд проблем. Возникнут проблемы и в случае, если прописки в паспорте нет вообще. Все эти нюансы стоит заранее выяснить в приемной комиссии данного вуза.

Аттестат, или его заверенная копия (заверить можно у нотариуса либо в приемной комиссии). Если вы поступаете на творческую специальность, то аттестат приносить до творческого конкурса не обязательно, достаточно предъявить в приемную комиссию паспорт. Обратите внимание на то, чтобы в этом документе, там, где нужно, стояли четкие печати и подписи, были указаны место и дата выдачи; чтобы в аттестате стояли все необ­ходимые оценки; чтобы номер на вкладыше с оценками (если таковой имеется) совпадал с номером на основном документе. Проследите, чтобы везде в документах ваша фамилия была написана одинаково. Если вы меняли фамилию, следует приносить необходимые документы (свидетельство о браке и т.п.).

Свидетельство о сдаче ЕГЭ. Лучше также сделать 2-3 копии на всякий случай (копии заверять не нужно, в крайнем случае, это можно сделать в приемной комиссии вуза).

Свидетельство о сдаче ЕГЭ в этом году принимают все вузы. Удобно и то, что копию документа можно разослать сразу в несколько институтов и ждать приглашения на учебу, если, конечно, ваши школьные успехи отвечают требованиям вуза. В приемную комиссию поступающие имеют право представить подлинники или заверенные копии свидетельства о результатах (причем, если вуз принимает документы по «электронке», заверять их не обязательно). Если вуз не принимает документы по электронной почте (а он имеет на это право), их можно прислать заказным письмом с помощью традиционной почты абсолютно в любой вуз страны.

Основной проблемой остается нерасторопность органов управления образования, которые не всегда успевают вовремя раздать выпускникам свидетельства о сдаче ЕГЭ. В этом случае поступающий в заявлении указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ), а также причину отсутствия свидетельства о результатах ЕГЭ. Сотрудники приемных комиссий могут сами проверить результаты ЕГЭ абитуриента на специализированном сайте ФБС ЕГЭ, куда доступ имеют только зарегистрировавшиеся заранее представители учебных заведений. Кроме того, приемные комиссии вузов через Федеральную базу данных (ФБД) обязаны осуществлять контроль за достоверностью сведений свидетельств о ЕГЭ.

Поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Фотографии. Обычно это 6 фотографий размером 3x4 см. Особенности фотографий - ч/б или цветные необходимо выяснить в комиссии. Помните, эти фотографии будут наклеены на экзаменационном листе абитуриента, в вашем студенческом билете, зачетной книжке и в личном деле студента, поэтому заранее побеспокойтесь о своем внешнем виде.

Медицинская справка по форме 086-У требуется, как правило, только для абитуриентов, поступающих на дневное отделение. Справка должна выдаваться по месту жительства, датироваться текущим годом, иметь подписи всех врачей, печати. Кроме того, в дополнение к медицинской справке при поступлении на определенные специальности следует иметь заключения некоторых врачей, могут потребовать справку из венерологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров. Как правило, это важно для тех, кто хочет получить медицинскую или военную специальность. Об этом тоже желательно узнать заранее в приемной комиссии. Вместе с медицинской справкой необходимо иметь справку о прививках.

Прочие документы - грамоты, благодарности, свидетельства об окончании курсов так же можно взять с собой. Конечно, если они у вас есть. Подойдут даже письменные похвалы - за участие в школьных КВН, викторинах, играх. В общем, все то, что характеризует вас с лучшей стороны.

Некоторые вузы не принимают документы без чистого конверта с марками, который они используют в случае отказа, когда высылают абитуриенту его копии документов.

Лица, имеющие особые права, льготы при поступлении в высшие учебные заведения, установленные законодательством Российской Федерации, а также лица с ограниченными физическими возможностями при подаче заявления представляют также соответствую­щие документы.

Абитуриентам-юношам обычно требуется предъявлять еще военный билет или приписное свидетельство.

Приемная комиссия обязана выдать вам справку с перечнем принятых у вас документов. Через несколько дней после сдачи документов (иногда в этот же день) приемная комиссия выдаст вам эк­заменационный лист. Часто при приеме документов с вами могут провести краткое собеседование. Хотя результаты такого собеседования не могут повлиять на ваши баллы на экзамене, но все же «не понравиться» членам приемной комиссии мы вам не рекомендуем.

Только в случае зачисления будущий первокурсник обязан представить в приемную комиссию оригинал свидетельства по ЕГЭ и аттестат о полном среднем образовании. Если до сентября подлинник свидетельства не будет представлен в учебную часть, то к занятиям вас не допустят, а ваше студенческое место займут другие абитуриенты, не добравшие ранее баллов, с которыми свяжутся по указанным в заявлении контактам (так что, заполняя анкету-заявление, на «всякий пожарный» укажите все действующие контакты: фактический и официальный адрес места жительства, домашний и мобильный телефоны, адрес электронной почты и даже skype или icq).

Прием документов на вечернее и заочное отделения обычно происходит позже, чем на дневное, - с июля по август. Соответственно, зачисление происходит только в конце августа - начале сентября. Список необходимых документов ничем не отличается от абитури­ентского набора «дневников», за исключением справки из поликлиники по месту жительства: она вам просто не потребуется, так как физкультуры на за­очном и очно-заочном отделении нет. В отдельных случаях вуз может попросить предъявить справку с места работы или копию трудовой книжки, а также рекомендации от работодателя, но это не является обязательным условием для поступления. Такие характеристики могут понадобиться при прочих равных баллах.

Таким образом, время, потраченное на саму процедуру подачи документов, зависит от сообразительности самого абитуриента. Если человек четко знает, что он хочет, и понимает, зачем пришел, то на все про все уходит максимум 20-30 минут. Не стоит забывать, что невнимательность может в итоге обернуться фразой: «Приходите на следующий год...».

 

 

     
Hosted by uCoz